Основные направления профилактической работы
Ни для кого не секрет, что в системе профилактики одно из ведущих мест занимает профилактика зависимости.
Алкоголизм, курение, наркомания, СПИД. Мы не решим этих проблем, пока не научим подростков говорить нет, пока они не перестанут верить в чудесные сказки тех, кто бесплатно предлагает вечный «кайф». Мы не решим этих проблем, пока остаемся слепыми и глухими к чужому горю, горю тех, кто уже стал рабом дурмана. Мы не решим этих проблем, пока будем делать вид, что их не существует. А значит, пора говорить, пора действовать, пора бороться.
Наркомания, наркотики, дети. За каждым из этих слов бесконечные вереницы судеб, мучительная боль, искалеченная жизнь. Мы не верим в то, что это может случиться с нами. Не замечаем подростков, идущих навстречу с тоскливыми недобрыми глазами, в которых отражается пустота. Не видим шприцев, которые валяются на подоконниках наших подъездов. Не слышим историй, о которых так много говорят все вокруг.
Оберегая себя, прикрываясь рутиной повседневной жизни, мы становимся безразличными, отодвигаем чужие проблемы подальше в коридоры сознания, дабы накликать беду. Но потом, растерянно огладываясь, уже не можем подавить страшную в своей безысходности мысль: да, это случилось со мной.
Детская наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез и родители, в большинстве своем, заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить.
Возможно, поэтому, большая часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берет на себя школа, которая еще со времен Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни.
Иными словами, на хрупкие плечи учителя государство возложило еще одну, на первый взгляд непосильную ношу – профилактику наркомании, алкоголизма, курения, СПИДа.
Вся профилактическая работа в нашей школе направлена на создание доверительного психологического климата между педагогами, учениками и родителями, на актуализацию мотивационной сферы учеников – важного условия для формирования установок на здоровый образ жизни, предупреждения противоправных поступков.
Совсем недавно все проблемы воспитания и обучения ребенка осуществляли школьные педагоги. Однако вопросы психического здоровья, гармоничного развития и адекватной социализации личности не всегда бывают решаемы учителями. Поэтому в школе, в связи с появлением психолога, создается социально-психологическая служба, основной сферой деятельности которой будет являться процесс адаптации детей в социуме. Со всеми несовершеннолетними подростками, состоящими на учете в школе, КДН и ЗиП, согласно Федеральному закону № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», проводится индивидуально-профилактическая работа:
- посещения на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, занятостью в свободное от занятий, а также каникулярное время, подготовкой к урокам ( дети - опекаемые, составление актов жилищно-бытовых условий, отдых учащихся группы риска в каникулярное время ).
- изучение психологом особенностей личности подростков, занятия по коррекции их поведения
- посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся разных категорий к занятиям, работа учителей-предметников по дифференцированному подходу на уроке.
- психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей-предметников с целью выработки подходов к воспитанию и обучению подростков.
- индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками.
- вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность через реализацию социальных проектов, занятость их в объединениях дополнительного образования.
Большое внимание уделяется методической работе по этому направлению, подготовке нормативно-правовой базы, разработке локальных актов, инструкций и памяток для детей, педагогов, родителей.
На рост правонарушений, насилия и антисоциального поведения среди учащихся оказывают влияние множество факторов. Данная проблема является очень серьезной и должна решаться совместными усилиями семьи, школы и общественности. Партнерские отношения педагогов со всеми заинтересованными службами и ведомствами, взаимо сотрудничество с ними способствуют успеху профилактической работы.
С целью выполнения Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», а также для предотвращения бродяжничества и безнадзорности ведется строгий контроль над посещаемостью занятий учащимися школы. С этой целью:
- классными руководителями регулярно заполняется страница пропусков уроков в классном журнале;
- учителя-предметники ставят своевременно в известность классного руководителя о пропусках уроков учениками.
- о пропусках уроков классный руководитель в тот же день сообщает родителям (запись в дневнике, звонок по телефону, посещение семей на дому).
- ведется учет детей, проживающих в микрорайоне школы, выявляются семьи и дети, находящиеся в социально-опасном положении, по результатам проводится информирование соответствующих органов, оказывающих социальную защиту и помощь таким семьям и детям.
Говорят, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но мы иногда не имеем права на ошибку: ведь от этого зависит счастье, здоровье, а порой и жизнь ребенка.